Ремонт турбин дизельных и бензиновых двигателей: о чем следует помнить автовладельцу

Ремонт турбин дизельных и бензиновых двигателей: о чем следует помнить автовладельцу

Множество автовладельцев ценят скорость своих авто с турбированными двигателями. За счет турбокомпрессора мощность может возрасти на 30-40%. Однако, не стоит забывать, что турбина, как и любой другой механизм, со временем изнашивается и требует ремонта. В случае отсутствия мер по устранению неисправностей, можно получить значительные проблемы, включая поломку самого двигателя. В этой статье мы расскажем, почему возникают проблемы с турбиной, как их предотвратить, как происходит процесс ремонта, а также где можно отремонтировать турбину.

Выход из строя турбокомпрессора

Причины выхода из строя турбокомпрессора могут быть разными. Это достаточно надежное устройство, и дефекты в его конструкции сами по себе не появляются. Статистика показывает, что турбокомпрессор выходит из строя раньше остальных частей двигателя. Это связано с тем, что бесперебойная работа турбины сильно зависит от исправности всех систем автомобиля. Для бензиновых турбин рабочая температура выше на 200 градусов, поэтому для изготовления сплавов большей жаропрочности. В процессе работы турбокомпрессор использует кинетическую энергию выхлопных газов для сжатия и нагнетания воздуха в цилиндры двигателя. Он устанавливается в выхлопной системе между выпускным коллектором и выхлопной трубой. Турбокомпрессор устанавливают и на бензиновые двигатели, и на дизельные.

Турбокомпрессор работает при вращении до 250 000 оборотов в минуту и температуре до 1000 градусов. Его бесперебойная работа сильно зависит от исправности всех систем автомобиля, поскольку при таком высоком вращении и температуре турбина нуждается в безупречной работе систем охлаждения и смазки, топливной и выхлопной системы, системы вентиляции картерных газов. Отказ турбины может быть вызван некачественным или загрязненным маслом, недостаточным количеством масла, попаданием инородных частиц, засорением выхлопной системы или несоблюдением условий эксплуатации.

Некачественное или загрязненное масло является одной из наиболее распространенных причин поломки турбокомпрессора. В процессе работы масло очень сильно загрязняется сажей от сгорания топлива. Если двигатель при 5000 оборотах в минуту еще может кратковременно «пережить» грязное масло, то для турбокомпрессора это неизбежная «смерть». Вал и подшипники при вращении испытывают значительную нагрузку, и любая твердая частица оставляет царапины. Поэтому для турбированных двигателей необходимо приобретать специальное моторное масло высокого качества. Оно будет создавать хорошую масляную прослойку между валом и подшипниками, что исключит сухое трение и повышенный износ.

Недостаточное количество масла также может стать причиной выхода из строя турбокомпрессора. При уменьшении проходимости масла через турбокомпрессор резко повышается температура внутри корпуса. Из-за этого масло начинает сворачиваться, что в результате приводит к закоксовыванию внутренних лопаток турбины и трубок подачи и слива масла. Это может происходить по причине неисправности масляного насоса, деформации трубок подачи и слива или при недостаточном количестве масла в двигателе.

Попадание инородных частиц является еще одной из распространенных причин поломок турбокомпрессоров. В процессе всасывания компрессорным колесом воздуха в турбину могут попадать посторонние предметы (песок, грязь, мелкие насекомые). Это приводит к постепенной деформации и стачиванию лопастей крыльчатки. Поэтому необходима регулярная и своевременная замена воздушного фильтра. Турбинная крыльчатка может засоряться отколовшимися фрагментами клапанов и свеч накала, кусочками герметика. Такое воздействие оставляет трещины на коллекторе, приводит к дисбалансу ротора, в этом случае отремонтировать турбину двигателя уже практически невозможно.

Еще одной причиной выхода из строя турбокомпрессора является засорение выхлопной системы. Для повышения экологичности двигателей на современные автомобили часто устанавливают катализаторы и фильтры. Частой проблемой при наличии такой конструкции является уменьшение выхлопа за счет засорения катализатора. Уменьшение выхлопа создает неблагоприятное давление на вал турбокомпрессора и провоцирует быстрый износ подшипника. Чтобы избежать возникновения таких факторов, нужно менять катализатор каждые 150 000 км.

Несоблюдение условий эксплуатации также может привести к поломке турбокомпрессора. Благодаря особенностям своего строения турбокомпрессор очень «любит» масло. Но многие автолюбители допускают большие интервалы между его заменой (в российских условиях рекомендовано менять масло каждые 10 000 км). Также пагубное влияние оказывают так называемые «холодные запуски», когда перед движением автомобиля двигатель не успевает достаточно прогреться и масло не попадает в необходимых количествах на детали турбокомпрессора.

Статья: Как отремонтировать турбину: этапы процесса

Несправность турбокомпрессора может проявляться через увеличенный расход масла, посторонние шумы, «нездоровый» черный выхлоп и снижение производительности двигателя. Ремонт такой неисправности может быть крайне сложным. Решением этой проблемы может стать обращение в квалифицированный автосервис, где будет проведена комплексная диагностика и ремонт турбины.

Процесс ремонта бензиновых турбин состоит из нескольких этапов. Сначала проводится полная компьютерная диагностика электронных узлов автомобиля для выявления ошибок и кодов неисправности от датчиков. Затем производится осмотр турбины для проверки её целостности и выявления наличия осевого люфта и потери масла. Далее следует демонтаж и разборка турбокомпрессора и проведение визуальной дефектовки.

После разборки турбина отправляется на чистку, которая проходит несколько этапов. Сначала она отмывается в паровой высокотемпературной камере и в ультразвуковой ванне для удаления масляных отложений и выявления трещин, после чего неповрежденные детали отправляют на обработку в пескоструйную камеру. В результате очистки проводится полировка деталей.

Затем производится сборка турбокомпрессора. При необходимости вышедшие из строя детали заменяют на новые. Следующий этап – балансировка. Первым балансируется ротор, затем ротор с колесом, и в последнюю очередь сам картридж.

После сборки турбина отправляется на тестирование на специализированных стендах. Тестирование происходит при вращении турбокомпрессора до 180 000 оборотов в минуту при одновременной подаче масла под давлением. На этом этапе происходит выявление остаточного дисбаланса ротора.

Затем проводится анализ состояния актуаторов с помощью прибора-тестера. После этого отремонтированную турбину устанавливают на автомобиль и проверяют патрубки, а также интеркулер на герметичность с помощью дымогенератора. В процессе ремонта турбин дизельных двигателей проводится аналогичная процедура с сажевым фильтром.

Однако, причиной неисправности турбокомпрессора может также стать неисправность катализатора. Как правило, это происходит из-за его засорения продуктами переработки топлива. В случае выхода из строя катализатора его можно заменить на новый, однако такой процесс является очень дорогостоящим. Для более доступного решения проблемы можно удалить агрегат и перепрошить блок управления двигателем. Таким же образом могут быть устранены и проблемы с клапаном ЕГР, который также подвержен засорению.

Важно помнить, что на всех этапах ремонта турбокомпрессора необходимо соблюдать идеальную чистоту, так как даже мельчайшие частицы грязи могут привести к быстрому износу запчастей. В свою очередь, своевременные меры по уходу за катализатором, сажевым фильтром и клапаном ЕГР значительно продлят срок службы турбокомпрессора и предотвратят большинство возможных причин поломки.

Способен ли обычный автовладелец самостоятельно устранить неполадки в работе турбокомпрессора? Этот вопрос волнует многих автомобилистов. Некоторые считают, что для ремонта турбины нет необходимости обращаться в профильные сервисы и соответствующие мастерские. Есть возможность восстановления турбокомпрессора на своей территории. Для этого нужны элементарные знания автосервиса.

Важно понимать, что грамотное устранение неисправностей начинается с их обнаружения. Однако, без специального оборудования трудно предвидеть последствия своей работы. Ситуация может быстро выйти из-под контроля, и "домашний" ремонт превратится в вложение гораздо большей суммы денег.

Процесс обычного ремонта включает следующие этапы: демонтаж турбины, разборку, очистку, визуальную осмотр деталей, замену необходимых компонентов, сборку и монтаж. Конечно, можно справиться самостоятельно, но только в некоторых случаях. Например, если неполадка заключается в загрязнении и закоксовке деталей, то самостоятельное вмешательство может оказаться успешным.

Стоит учитывать, что при сборке без специализированного стенда, можно допустить ошибки в балансировке ротора и картриджа. Не менее важным является проведение компьютерной диагностики для точности определения общей картины неполадок.

Водитель, решивший перехватить инициативу и починить турбокомпрессор самостоятельно, должен тщательно взвесить все риски и сравнить с необходимостью затрат на ремонт у профессионалов. Неправильно собранная турбина может причинить значительный ущерб двигателю, даже до того, как последний выйдет из строя. Важно учесть, что даже имея хорошие знания в автомеханике, можно допустить ошибку, которая повлечет за собой еще большие неприятности.

К таким серьезным недостаткам можно добавить- отсутствие гарантий и высокий риск повреждения двигателя. Поэтому, оптимальным вариантом остается доверить автомобиль профессионалам. Лучше обратиться в сертифицированные автомастерские и избежать риска нанести ненужный вред собственному автомобилю.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *