Международные перевозки: вчера, сегодня, завтра
Одной из ключевых отраслей в экономике любого государства является транспорт. Транспортная система не только обеспечивает производственные связи, но и служит индикатором состояния мировой торговли. В настоящее время на фоне сложных экономических условий наблюдается повышенный интерес к комплексным логистическим решениям и сотрудничеству с профессиональными операторами, которые способны решить все проблемы грузоперевозок.
Давайте рассмотрим более детально некоторые особенности 4PL-схемы и текущее состояние рынка международных перевозок, а также обсудим его проблемы и перспективы.
Куда движется рынок международных грузоперевозок?
Сегодня международная логистика представляет собой совокупность видов транспорта: наземного (автомобильного и железнодорожного), воздушного и водного (речного и морского). Однако соотношение этих видов международных грузоперевозок различается в зависимости от региона и страны. В промышленно развитых государствах, таких как Япония, США и Евросоюз, инфраструктура транспортной системы представлена всеми указанными видами транспорта, за исключением некоторых регионов, где доля автомобильного транспорта значительно меньше.
Учитывая объемы грузоперевозок, в западноевропейских странах лидирует автомобильный транспорт (40%), затем идет железнодорожный (25%), а остальное приходится на морской и внутренний водный. В Северной Америке общий объем грузоперевозок автомобильным и железнодорожным транспортом практически равен.
В странах СНГ и Восточной Европы, как и во всем мире, перевозки грузов железнодорожным транспортом имеют наибольшую долю. Однако за последние годы роль автомобильного транспорта в этих странах стала заметно увеличиваться. В то же время, грузоперевозки морем остаются практикой основном для развитых морских государств, включая Великобританию, Грецию, Финляндию и Норвегию.
Перейдем к просмотру ситуации с авиаперевозками. Здесь можно выделить три крупных региона: Западную Европу, Дальний Восток и США, которые обслуживают 2/3 объемов мирового грузооборота. Еще один значимый регион расположен в Азии: КНР, Таиланд, Япония и Сингапур, где доля объемов грузоперевозок составляет 1/5 мировых показателей. Не стоит забывать и о России: отчеты Аналитического центра при Правительстве РФ говорят о том, что по тоннажу в России лидирует автомобильный транспорт, занимающий до 68% в структуре всех перевезенных грузов. Остальное приходится на железнодорожный (17%) и трубопроводный транспорт (13%).
Наконец, стоит остановиться на паре цифр. В 2018 году объем грузоперевозок в России вырос на 5,2% по сравнению с 2017 годом, причем грузоперевозки автомобильным транспортом показали самый высокий рост (6,8%), в то время как морской транспорт показал спад на 21,9%.
а перевозок. Авиатранспорт используется главным образом для доставки быстропортящихся грузов, например, медицинских препаратов или высокотехнологичной электроники. Также авиаперевозки часто используются для доставки грузов на дальние расстояния или в труднодоступные места. Цены на авиаперевозки значительно выше, чем на другие виды транспорта, но это компенсируется скоростью доставки и возможностью доставки «от двери до двери». Мультимодальные перевозки Мультимодальные перевозки представляют собой сочетание разных видов транспорта, например, груз сначала доставляется на грузовом корабле до порта, а дальше — по железной дороге до конечного пункта назначения. Такой вид перевозки позволяет наиболее эффективно использовать каждый вид транспорта и снижает стоимость доставки. Кроме того, мультимодальные перевозки позволяют доставлять грузы в те места, куда нет прямого доступа ни по одному виду транспорта. Например, груз можно доставить на берег континента, а дальше — на вертолете в глухую горную местность. Таким образом, международная логистика имеет множество аспектов, каждый из которых важен для успешной перевозки грузов. Различные виды транспорта имеют свои преимущества и недостатки, и выбор того или иного вида зависит от множества факторов, например, типа груза, сроков доставки и доступности транспортной инфраструктуры. Мультимодальные схемы перевозок позволяют снизить стоимость и повысить эффективность доставки, что делает их все более популярными.Значение стоимости при перевозках
Перевозка грузов включает в себя множество факторов, влияющих на окончательную стоимость. Например, авиаперевозки являются наиболее дорогими, в то время как морские — более доступные по цене. Однако, помимо этого, цена зависит от типа судна, расстояния между пунктами отправки и прибытия, сроков, количества транзитных стран на пути следования, условий оплаты и других факторов.
Основные группы параметров, влияющих на стоимость перевозки, включают: габариты груза, его свойства, ценность, дальность доставки, экспедиторские и страховые услуги. Кроме того, количество таможенных кодов и необходимость оформления сертификатов также оказывают влияние на стоимость. Для хранения на складе также необходимо учитывать объем груза, условия хранения, сроки и другие параметры.
При международной перевозке грузов, например, из Юго-Восточной Азии, целесообразно выбирать мультимодальный способ доставки. Этот метод подразумевает комбинацию нескольких видов транспорта: морского, железнодорожного, автомобильного и других. Таким образом, большая часть пути контейнера будет пройдена по морю, а затем — по железной или автомобильной дороге. Например, груз весом 20 тонн, который нужно доставить из Азии в Москву, может быть доставлен морским транспортом до порта Котка в Финляндии, а далее — автомобильным транспортом. Срок хранения в порту составляет семь суток.
При прочих равных условиях, стоимость морских или комбинированных перевозок оказывается ниже, чем сухопутных. Однако, для того чтобы перевозка стала возможной, требуется оформить пакет документов, включающий разрешение на пересечение границы конкретным транспортным средством с конкретным грузом. В этом случае таможенные органы строго придерживаются законодательства. Конечная стоимость перевозки будет рассчитана при приемке заказа.
Как выбрать наиболее подходящий вид международных грузоперевозок
Современные компании стараются максимально оптимизировать логистику и предлагают клиентам разные виды перевозки. Классический вариант перевозки — 20- или 40-футовый контейнер — на сегодняшний день может быть дополнен сборным грузом. Этот вид перевозки позволяет платить за фактически занимаемое место товаром в контейнере, что делает перевозку значительно более экономичной. Поэтому международная отправка сборных грузов особенно востребована представителями малого и среднего бизнеса. Важно учитывать, что сборный груз может содержать практически любой товар, но не сыпучие, наливные и горючие продукты.
Есть также компании, которые специализируются на доставке грузов карго, особенно из Китая и стран Ближнего Востока. Они сочетают в себе функции перевозчика и таможенного брокера, а заключая сделки под собственный контракт, предоставляют своим клиентам возможность выбора товаров, приобретение и доставку их по нужному адресу. Этот вид перевозки удобен своей простотой и скоростью, однако клиенты не всегда готовы рисковать и полагаться на действия посредников, которые могут быть полулегальными.
Выбор видов транспорта для перевозки грузов зависит от различных факторов, таких как тип груза, место назначения и сроки доставки. Для перевозок на небольшие расстояния в пределах одного континента наиболее подходит автотранспорт, который дороже железнодорожного, но быстрее и практически не зависит от климатических условий. Кроме того, автотранспорт хорошо подходит для контейнерных перевозок и перевозки опасных грузов.
Международные железнодорожные перевозки грузов дешевле автомобильных на 30-40% и одинаково удобны, но в отличие от автотранспорта они применяются на длинных дистанциях.
Авиационный транспорт является самым дорогим, зависимым от погоды и обладает ограниченной вместимостью. Однако авиаперевозки позволяют перемещать грузы в любую точку планеты в течение всего 3-5 дней. Поэтому выбирают авиаперевозки для транспортировки скоропортящихся, срочных и дорогих грузов.
Морские перевозки пригодны для тех, кто не сильно ограничен во времени, но путь контейнера может занять до 35-45 дней. Штормы и ураганы могут вызывать задержки в процессе доставки. Морские перевозки подходят для перевозки большого количества материалов, сырья и полезных ископаемых, таких как железная руда, уголь, нефть, зерно и прочие.
Организация международных грузоперевозок включает в себя не только перевозку груза, но и некоторые дополнительные услуги, такие как страхование, маркировку, упаковку и т.д. Однако для малых фирм создание собственного подразделения международной транспортной логистики может быть неэффективным, поэтому имеет смысл обратиться к специализированным логистическим 4PL-провайдерам, которые выполнят все поручения по доставке груза под ключ.
Фото: freepik.com