Как оформить личную медицинскую книжку и сколько это будет стоить?

Как оформить личную медицинскую книжку и сколько это будет стоить?

Для работы в сферах, где здоровье людей напрямую зависит от выполнения профессиональных обязанностей, как, например, общепит, пищевое производство, торговля, детские учреждения и больницы, необходима медицинская книжка. Получение этого документа, а также его продление, требуют значительных затрат времени и денег. Однако законодательство РФ строго регламентирует обязательность наличия медицинской книжки у работника, и её отсутствие влечет за собой ответственность как для работника, так и для его работодателя. Рассмотрим подробнее, каким образом оформляется и продлевается данный документ, так необходимый для отдельных профессиональных сфер деятельности.

Зачем и кому нужна личная медицинская книжка

Если вы работаете в определенной сфере или занимаетесь определенной профессией, вам, возможно, потребуется личная медицинская книжка. Статьи 69, 212 и 213 Трудового кодекса Российской Федерации обязывают работодателей организовывать медицинские осмотры работников не только при поступлении на работу, но и периодически в процессе трудовой деятельности. Результаты этих осмотров заносятся в личную медицинскую книжку (ЛМК).

Кто нуждается в ЛМК?

Работники, занятые на тяжелых или опасных работах, а также ребята до 18 лет обязаны иметь ЛМК. Это также распространяется на работников организаций, связанных с пищевой промышленностью, торговлей и общественным питанием, лечебно-профилактических и детских учреждениях. Некоторые предприятия, выпускающие определенные товары, такие как парфюмерные изделия, косметику, бумагу для гигиены полости рта и табачные изделия, также необходимо оформлять медицинскую книжку сотрудников согласно статье 23 Федерального закона № 29 от 2 января 2000 года «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

На этом список профессий, где нужна ЛМК, не заканчивается. Письмо Минздрава РФ от 7 августа 2000 года №1100/2196-0-117 содержит перечень профессий и должностей сотрудников, которые обязаны оформлять медицинские книжки для работы в организациях, занимающихся следующими видами деятельности:

  • Транспортировка, переработка, хранение и реализация продуктов питания и питьевой воды;
  • Обучение детей в образовательных и оздоровительных учреждениях;
  • Коммунальное и бытовое обслуживание населения, включая санитарно-гигиенические услуги, сферу туризма, гостеприимства и досуга, транспортные и спортивно-оздоровительные услуги, торговлю комиссионными, промышленными и парфюмерно-косметическими товарами, ассенизаторские услуги и обслуживание канализационных сетей;
  • Обслуживание населения в учреждениях здравоохранения;
  • Строительство и ремонт с использованием иностранной рабочей силы в организациях, работники которых подлежат профессиональной гигиенической подготовке и аттестации;
  • Государственная служба и работа в бюджетных организациях системы здравоохранения, социальной защиты, народного образования, включая центры дезинфекции и их подразделения.

Поскольку в законодательстве РФ содержится не менее 25 законов и кодексов, где обязательно указывается прохождение медицинского осмотра и получение ЛМК для представителей разных профессий и должностей, личная медицинская книжка может быть необходимой в различных работах и сферах.

Ответственность за отсутствие медкнижки

Если руководство компании не соблюдает законодательство, касающееся обязательного освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний для работы (МП) и наличия у работников личных медицинских книжек (ЛМК), то оно может понести один из трех видов ответственности: дисциплинарной, административной или уголовной, согласно статье 55 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ нарушитель, обнаруженный Роспотребнадзором при проверке, связанной с отсутствием медицинских книжек или с фактом подделки данных, может быть привлечен к административной ответственности. В зависимости от категории лица, на которое ложится вина, сумма штрафа может колебаться от 100 до 500 рублей для граждан, от 500 до 1000 рублей для должностных лиц, от 500 до 1000 рублей или приостановление деятельности сроком до 90 суток для индивидуальных предпринимателей и от 10 000 до 20 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток для юридических лиц.

Если же отсутствие ЛМК у работника привело к массовому заболеванию или отравлению, то суд может еще более серьезно наказать виновного по статье 236 УК РФ. Суд может вынести такой ряд решений, как штраф до 80 000 рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 6-ти месяцев, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет, обязательные работы на срок до 360 часов, исправительные работы на срок до 1 года или лишение свободы на срок до 1 года.

Стоит отметить, что несоблюдение обязательного обследования на ЛМК существует и наказуемо во всяком случае административно. Нарушение работодателем обязанностей, которые заключаются в организации обязательного или периодического медосмотра работников и выдачи им ЛМК, может влечь за собой штраф, в зависимости от того, является ли это первым нарушением или уже повторным, от 50 000 до 170 000 рублей, в соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ.

Желательно иметь в наличии чистую медицинскую книжку, но как она выглядит, сколько стоит и где ее купить - вопросы, на которые нужно знать ответы.

Нормативное регулирование формы медицинской книжки осуществляется приказом Роспотребнадзора № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте», датированным 20 мая 2005 года.

Медицинская книжка представляет собой многостраничный документ. На второй странице находится голограмма с фотографией владельца, его подписью и печатью организации, выдавшей документ. На третьей странице указаны сведения о владельце книжки, в том числе его фамилия, имя, отчество, год рождения, домашний адрес и должность. Следующие страницы содержат информацию о перенесенных инфекционных заболеваниях, профилактических прививках, результатам обследований, а также о предупреждениях при нарушении санитарных норм. Здесь также указывается заключение врача о пригодности к работе, вынесенное на основе медицинского осмотра. На последней странице размещается правовая информация для владельца книжки.

Но перед тем, как оформлять медицинскую книжку, встает вопрос: где купить чистый бланк? Книжка является документом строгой отчетности и не продается свободно. Для ее приобретения необходимо обратиться в специализированные медицинские центры или в организации, уполномоченные Роспотребнадзором, такие как СЭС. В разных городах стоимость чистой медицинской книжки может варьироваться от 150 до 300 рублей.

Оформление медицинской книжки является обязательным процессом при трудоустройстве на определенные должности. Для прохождения медицинских осмотров нашими гражданами необходимо знать некоторые важные этапы. В данной статье описываются все необходимые шаги, которые должен пройти каждый человек, чтобы легально получить личную медицинскую книжку.

Содержание процесса оформления медицинской книжки регулируется следующими законодательными документами: Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Приказ Роспотребнадзора от 20 мая 2005 года № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте», Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», Приказ Минздрава РФ от 29 июня 2000 года № 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций», и Приказ ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве» от 27 апреля 2005 года № 20 «О взаимодействии с организациями, осуществляющими профилактические медицинские осмотры и профессиональную гигиеническую подготовку».

Вся процедура оформления медицинской книжки состоит из нескольких этапов:

  1. Представление заявления о проведении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации в территориальный центр Федерального бюджетного учреждения здравоохранения (ФБУЗ) «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
  2. Заключение договора с физическим или юридическим лицом независимо от формы собственности на проведение профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.
  3. Регистрация и выдача ЛМК - без голограмм.
  4. Прохождение медицинского обследования, которое включает различные медицинские осмотры, лабораторные и аппаратные исследования в зависимости от должности работника. Результаты соответствующих исследований заносятся в соответствующие разделы медицинской книжки.
  5. Получение заключения о допуске к работе по результатам медицинского осмотра и соответствующей отметки в разделе V медицинской книжки.
  6. Прохождение гигиенического обучения, включающего очную и заочную части.
  7. Прохождение гигиенической аттестации с возможностью одной повторной сдачи на следующий день.
  8. Внесение результатов аттестации в личную медицинскую книжку и голографирование.
  9. Выдача личной медицинской книжки.

В случае, если работник направлен работодателем, вышеописанные шаги начинаются со вскрытия раздела IV. Для прохождения медицинского осмотра в целях выдачи ЛМК впервые необходимо иметь при себе заявление, паспорт, одну фотографию размером 3х4, заявление от работодателя на прохождение гигиенического обучения и квитанцию об оплате.

Кроме того, проверка подлинности личной медкнижки, полученной в столице, возможна в Реестре г. Москва в Интернете по адресу: mossanexpert.ru/service/proverka-medknizhki/.

Стоимость гигиенического обучения вместе с бланком чистой медицинской книжки составляет от 700 до 1500 рублей.

Следуя всем предписанным этапам для оформления медицинской книжки, каждый гражданин может иметь легальный и полноценный доступ к работе на тяжелых и опасных производствах.

Перечень обследований для медкнижки: что нужно пройти

Перед получением медицинской книжки работник должен пройти обязательные обследования у специалистов-врачей. Однако список необходимых обследований может немного отличаться в зависимости от сферы деятельности.

Так, для всех работников следует посетить:

  • терапевта
  • отоларинголога
  • дерматовенеролога
  • стоматолога
  • гинеколога (для женщин)

При необходимости врач может назначить консультацию инфекциониста.

Кроме осмотров у специалистов, также необходимо пройти ряд инструментальных и лабораторных исследований, включая:

  • флюорография
  • клинический анализ крови
  • анализы на RW, трихомониаз и гонорею
  • анализы на энтеробиоз и яйца глистов
  • анализы на брюшной тиф и стафилококк

Не забудьте, что результаты анализов действительны только 2 недели, поэтому прохождение медосмотра не стоит затягивать.

Женщины после 40 лет также должны обязательно пройти маммографию.

Строгое соблюдение этого списка необходимо для всех работников, однако для медицинских работников и работников пищевой промышленности может потребоваться расширенный список обследований.

Сроки оформления медицинской книжки могут сильно отличаться в зависимости от выбранного пути. Если вы решили получить книжку в районной поликлинике, то сначала вам нужно будет пройти к терапевту, получить направления на прохождение анализов и записаться на прием к другим специалистам. После этого вам снова нужно будет посетить терапевта и предоставить ему все результаты для заполнения медицинской книжки. Все это может занять от одной до нескольких недель. Если же вы еще и решили пройти гигиеническое обучение и аттестацию, то процедура оформления санитарной книжки может затянуться до трех-четырех недель.

Однако, есть специализированные аккредитованные медицинские центры, где вы можете оформить медкнижку за 3-5 дней, пройдя полный медосмотр и гигиеническую аттестацию. Такой способ оформления книжки гораздо быстрее, чем в районной поликлинике.

Продление медицинской книжки: нюансы и продолжительность действия

Срок действия медицинской книжки, в отличие от трудовой книжки, не ограничен. Однако, для поддержания ее актуальности, необходимо систематически проходить периодические медицинские осмотры. Закон № 52-ФЗ, статьи 11 и 34, обязывает работодателей предоставлять условия и оплатить необходимые услуги для своевременного прохождения медицинских осмотров и гигиенического обучения работников, а также обеспечивать соблюдение санитарных правил в организации.

Медицинская книжка (ЛМК), как и трудовая книжка, хранится в отделе кадров компании и выдается на руки работнику под расписку для прохождения медицинских осмотров и гигиенической подготовки. Однако, для работников торговли с выездной деятельностью, медицинская книжка должна находиться у работника на протяжении рабочего дня.

При изменении места работы и / или вида деятельности, работник отдела кадров должен внести соответствующие изменения в раздел II медицинской книжки и заверить их печатью компании.

Процедура продления медицинской книжки более проста, чем ее получение. В отличие от приобретения новой, необходимости в поисках чистой медицинской книжки не возникает.

Для продления медицинской книжки следует повторно пройти медицинские осмотры и консультации тех специалистов и те исследования, результаты которых устарели в соответствии с нормативными документами. Для большинства категорий работников, продление книжки осуществляется ежегодно. Аттестация и гигиеническое обучение проводятся в соответствии с установленной периодичностью для каждой профессии.

Стоимость прохождения медосмотра отличается в зависимости от того, где вы получаете услугу. Например, в районной поликлинике многие врачи принимают пациентов бесплатно. Однако, если вам нужно пройти обследование у всех специалистов и сдать анализы, то процесс может занять несколько недель. Кроме того, необходимо заплатить около 1000 рублей за бланк медицинской книжки и гигиеническое обучение.

Частные медицинские центры и клиники, которые имеют право проводить медосмотры для получения личной медицинской книжки, стараются сократить время оформления. Они организуют прием врачей таким образом, чтобы клиенты тратили не более 5 дней на весь процесс. Стоимость услуги может находиться в пределах 1700-5000 рублей и зависит от категории работников.

Однако, не стоит покупать готовые медицинские книжки без прохождения медосмотра через Интернет. Подобная покупка может привести к уголовной ответственности продавцов и покупателей за подделку документов. При устройстве на работу все затраты на оформление медицинской книжки обязан нести работодатель. Некоторые организации предлагают своим сотрудникам оформить медкнижку за свой счет с условием возмещения затрат в процессе работы. Другие компании заключают договоры с медицинскими центрами, направляя своих сотрудников на бесплатные ежегодные медосмотры и диспансеризацию.

Напоминаем, что к получению медицинской книжки необходимо подходить ответственно, поскольку ее отсутствие может привести к отказу в приеме на работу и наложению денежных штрафов. При этом оформление медкнижки не займет много времени, так как услуги предоставляются как государственными поликлиниками, так и частными медицинскими центрами.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *