Художник Александр Шевченко: наследие мастера
Иногда мы осознаем настоящий талант художника только после его смерти. Но иногда бывает уже слишком поздно, когда его произведения оказываются утрачены. С подобной ситуацией чуть было не столкнулись наследники российского, а затем советского художника Александра Васильевича Шевченко. Однако, счастливый финал их истории оказался возможным.
Не так давно имя художника Александра Шевченко было известно лишь узкому кругу любителей искусства. Более 100 лет назад же его работы вызывали множество споров и обсуждений. Биография Александра Васильевича была насыщена событиями.
Александр Васильевич Шевченко - художник-авангардист, родившийся не в художественной среде. Его отец работал приказчиком в Харькове, но художественные способности мальчика заметил преподаватель Дмитрий Бесперчий, сам являвшийся учеником Карла Брюллова. Именно он стал первым наставником будущего художника.
Мальчик начал проявлять все больший интерес к искусству и в театре. К тому моменту, когда семья переехала в Москву, Александр Шевченко уже работал помощником главного художника оперного театра и пробовал себя в качестве декоратора.
Поступив в Строгановское училище на декоративное отделение, молодой художник уже на начальных этапах обучения выделялся своим талантом. Премия за победу на выставке ученических работ позволила ему отправиться за границу, где он работал в мастерской Эжена Каррьера и учился в частной академии художеств. По возвращении в Россию он продолжил обучение в Московском училище живописи у Коровина, но был отчислен вместе с другими студентами, которые также поддерживали новые течения в живописи.
Сам Александр Шевченко считал, что истоки его работы с цветом были заложены в Париже. Художник увлекался всем, что импрессионисты представляли в своем творчестве, и именно во Франции он нашел свое настоящее призвание и заложил основы своего будущего художественного стиля.
Сегодня произведения Александра Шевченко можно увидеть в многих галереях России и мира, а его имя стало символом революционных идей нового искусства.
Новые течения в российской живописи начала XX века вызывали возмущение у приверженцев классического стиля. Молодые художники, в том числе Александр Шевченко, активно экспериментировали с формой и цветом. Несмотря на то, что он был наиболее традиционным среди своих коллег, вводя новые формы в картины, соответствующие академическим канонам, его творчество отражало основные тенденции того времени.
В поисках своего стиля молодежь уделяла больше внимания форме и цвету, чем сюжету. В творчестве Александра Шевченко можно увидеть, как развивалось русское искусство начала XX века. Он любил экспериментировать с формами в живописи, светопередачей, графическими техниками, цветом, композицией. Он был близок к группе художников «Ослиный хвост», входил в общество «Маковец» и участвовал в выставках объединений «Бубновый валет» и «Мир искусства». Позднее из его учеников он организовал «Цех живописцев».
Когда Александр Шевченко вернулся из Парижа, в его работах уже было видно влияние французских импрессионистов и русских символистов. Он изучал работы Поля Сезанна и всегда считал, что тот научил его видеть, ценить и понимать старых мастеров. В его более поздних работах заметны мотивы ироничного примитивизма. Сам художник называл свою манеру тектоническим примитивизмом и наблюдал за истоками этого течения в русской иконописи и лубочной живописи.
Несмотря на то, что Александр Шевченко вернулся к символизму, его новый символизм был характерен обобщенностью форм и монументальностью композиции. Его творчество пропитано множеством новаторских идей, и он всегда пытался осмыслить задачи искусства, не принимая ни одно течение до конца.
Художник Александр Васильевич Шевченко не смог остаться в стороне от Первой мировой войны – он провел на фронте несколько лет и получил серьезное ранение. В 1917 году, когда произошла Октябрьская революция, жизнь Шевченко изменилась кардинально. Он вступил в период активной деятельности, организуя выставки, объединения и разработку новой художественной концепции. Наркомпрос поручил ему организацию печатных мастерских, и он был назначен их директором. Кроме того Александр Шевченко участвовал в создании Музея художественной культуры.
Однако, несмотря на все его дела, наступили трудные времена. В 1930 году художника обвинили в "эстетствующем формализме", а его персональную выставку в Пушкинском музее закрыли совсем скоро после открытия. Работа над монографией художника в этот период также прекратилась, и картины Шевченко были отправлены в запасники. Тем не менее, работы мастера продолжали пользоваться популярностью за рубежом – их выставляли в Англии, Италии, Германии и Швейцарии.
Жизнь художника не была лишена и ярких моментов. После революции Александр Васильевич стал преподавать в Государственных свободных художественных мастерских – ВХУТЕМАСе, являвшемся позднее ВХУТЕИНом, и преподавал там более 10 лет. Как декан живописного факультета ВХУТЕИНа он работал долгие годы. Позднее, когда он ушел из института, Александр Шевченко руководил кафедрами живописи в Центральном художественно-промышленном училище и Московском текстильном институте. Шевченко был великолепным педагогом и многие студенты любили его за то, что он не навязывал свое мировоззрение и методы, а наоборот, старался развивать индивидуальные способности каждого своего ученика.
Династия художников Шевченко
В личной жизни Александра Шевченко были талантливые друзья и супруги. Его первая жена, Надежда Псищева, познакомилась с ним в Строгановке и оставила обучение для изучения работ мастеров во Франции вместе с мужем. Однако Надежда умерла молодой, не успев раскрыть свой талант. Еще одна женщина — тетя Татьяны, дочери Шевченко — стала второй женой Александра. Татьяну воспитывала тетя после смерти матери в двухлетнем возрасте. Отец устраивал для дочери первые заказы, преподавал ей живопись и давал советы. Со временем она стала признанным живописцем, мастером колористики и создавала многоплановые поэтические работы. Она унаследовала талант от своего отца и продолжила семейную династию художников Шевченко.
При рассмотрении картин Александра Шевченко, выполненных в разные периоды его творчества, легко заметить, как менялось его мироощущение.
В ранних работах художника, например в картине "Карусель", выполненной в 1907 году, угадываются мотивы импрессионистов. Размытые контуры, чистые краски и игра света и тени отсылают нас к этому направлению. Однако, гуашная техника дает плотность цвета, а сочетание красного, зеленого и голубого оттенков напоминает лубочную живопись.
В более поздних работах, например в работе "Город", выполненной в кубистской технике, мы видим пересечение острых граней и линий, динамический ритм и нарушение правил композиции. Вместе с этим, форма не превалирует над содержанием.
В работах, выполненных в примитивистской технике, художник часто использует бытовые сцены, превращая их в произведения искусства. Примером такой работы стал "Портрет поэта", а также "Зима в Зубцове" с музыкальным обозначением.
На протяжении своей жизни мастер сочетал графику с живописью, создавая картины с женскими образами, а также пейзажи в заснеженной природе. В его творчестве были присутствующими кавказские мотивы и примитивизм, а также тектонический примитивизм.
В конце жизни мастер создавал приглушенные картины с использованием импрессионистской техники мазка, а также живописные и графические работы, в некоторых из которых особо бросается в глаза выразительная передача света и тени, способностью заставлять работать белый фон.
Наследие Александра Шевченко: новые находки и планы на будущее
Александр Шевченко, считаемый многими гением, был не только живописцем, которого представлены главным образом в музеях, но также графиком, создававшим монотипии и разнообразные работы в других техниках. Эту сторону творчества Александра Шевченко сумел открыть антиквар Дмитрий Поманский, к которому обратилась правнучка художника. В ее доме нашлась уникальная коллекция работ, выполненных в разные годы жизни и в различных техниках. Часть этой коллекции пострадала в результате потопа в художественной мастерской Татьяны Шевченко - дочери Александра. Архив хранящихся в старых картонных коробках работ было решено выкупить российским бизнесменом Аркадием Колениченко.
Наследие художника оказалось весьма разнообразным: в архиве нашлись картины самого Александра, его дочери - художницы Татьяна Шевченко и первой жены Надежды Псищевой, а также множество эскизов, графических работ, гравюр, монотипий и деревянных резных фигурок. Работы создавались в разные годы, начиная со времени учебы художника в Строгановке и заканчивая последними днями его жизни.
Сейчас наследие Александра Шевченко разобрано еще не полностью. Новый владелец коллекции планирует передать ее в коллекции русских музеев. Издание подробного каталога коллекции и организация выставки работ известного художника и его семьи помогут еще большему числу людей увидеть творчество Александра Шевченко, которое ранее не было доступно во многих музеях.
Аркадий Викторович Колениченко известен как бизнесмен и коллекционер предметов искусства, который возглавляет многопрофильные компании в Москве и Владимирской области. Его знания и интересы в области искусства делают его значимой фигурой в этой сфере.
Александра Шевченко многие лета назад называли художником, "до мозга костей". Однако сегодня его имя забыто многими, и о нем знают только настоящие знатоки искусства. Возможность приобщиться к наследию Александра Васильевича дает возможность вновь открыть его для современных зрителей и подарить им ощущение восторга и восхищения от его произведений.
Фото: freepik.com