Проведение аттестации рабочих мест: требования, этапы и результаты процедуры

Проведение аттестации рабочих мест: требования, этапы и результаты процедуры

Согласно законодательству Российской Федерации, каждый работодатель обязан производить аттестацию своих рабочих мест. Но зачем это необходимо и когда следует это делать? Рассмотрим, какие последствия могут возникнуть при отказе от этой процедуры, а также какие преимущества принесет регулярное проведение аттестации для организации. В данной статье мы постараемся вникнуть в детали процесса аттестации рабочих мест и дадим советы о том, куда можно обратиться за получением качественной услуги.

Требования к аттестации рабочих мест в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» требуют, чтобы каждый работодатель обеспечивал проведение специальной оценки условий труда для всех сотрудников и устранял нарушения, которые могут угрожать жизни и здоровью работников. Это подразумевает, что работодатель должен следить за состоянием своего производства и оценивать уровень опасности различных производственных факторов, чтобы минимизировать их на возможный максимум.

Сегодня этот набор мер известен как аттестация рабочих мест или «специальная оценка условий труда», обозначаемая в законодательстве как СОУТ. Оба термина можно использовать как синонимы, чтобы облегчить восприятие материала.

Если в компании происходят какие-то изменения, такие как создание новых рабочих мест или введение в эксплуатацию нового оборудования, работодатель обязан провести внеплановую аттестацию рабочих мест, даже если имеется действительная декларация соответствия. Кроме того, в случае обнаружения нарушений трудового законодательства в ходе федерального надзора, работодатель может получить предписание о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

При проведении аттестации рабочих мест, компания может избежать штрафов за нарушения трудового законодательства, а также сэкономить на страховых отчислениях. Кроме того, специальная оценка условий труда может привести к скидке до 40% по тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний. Поэтому проведение добровольной аттестации рабочих мест также выгодно для бизнеса.

Важно знать, что Система управления охраной труда (СОУТ) отличается от аттестации рабочих мест наличием этапа идентификации потенциально опасных или вредных факторов, включенного в ее рамки. Данный этап проводится следующим образом: анализируются предоставленные работодателем данные, осуществляется обследование рабочих мест и проводится опрос работников и их руководителей.

В свою очередь, аттестационная проверка направлена на устранение выявленных нарушений в условиях труда (например, неисправности оборудования, превышение нормативов для концентрации вредных веществ в воздухе, воде и т.д.), которые могут угрожать жизни и здоровью работников, а также на установление факта отсутствия таких нарушений. Процесс аттестации включает несколько этапов: подготовку к проведению оценки условий труда, идентификацию и декларирование опасных производственных факторов, исследование выявленных нарушений и оценку результата.

Если в результате мониторинга выявлено несоответствие условий труда нормативным требованиям, работодатель обязан привести эти условия к нужным показателям.

Для любой компании аттестация рабочих мест является необходимой процедурой, но есть организации, для которых ее проведение является обязательным. В первую очередь это предприятия, чьи сотрудники работают с технологическим оборудованием, которое требует особой сложности в обращении, либо с техникой, находящейся под высоким напряжением, а также с работой, связанной с риском радиационного заражения для работника. Кроме того, к организациям, где сотрудники эксплуатируют автотранспорт или занимаются транспортировкой опасных материалов (например, химических реактивов), также применяется обязательная аттестация.

Данные Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) говорят о том, что ежедневно на рабочих местах в мире травмы получают более двух миллионов человек, а количество смертей от профессионального травматизма составляет в среднем около 6000 человек в день. Увы, многие данные о трудовых условиях по-прежнему остаются неизвестными.

Касательно России, в большинстве случаев пострадавшими от травм на рабочем месте являются работники с большим опытом, которые могут оказаться очень трудно заменить в случае ухода из компании.

Проводить оценку условий труда может только организация, отвечающая определенным критериям. Федеральный закон № 426-ФЗ устанавливает, что организация должна иметь не менее пяти сертифицированных экспертов, включая по крайней мере одного со специализацией в области гигиены труда, общей гигиены или санитарно-гигиенических лабораторных исследований. В структуре этой организации должна быть испытательная лаборатория, аккредитованная на проведение измерений вредных и (или) опасных производственных факторов. Более того, организация должна быть включена в реестр компаний, проводящих специальную оценку условий труда (размещен на сайте Минтруда России) или в реестр компаний, оказывающих услуги в области охраны труда и правом проведения специальной оценки условий труда по переходным положениям (статья 18 Федерального закона № 426-ФЗ).

Обязательную аттестацию рабочих мест работодатель проводит согласно требованиям Федерального закона № 426-ФЗ. Оценка условий труда на рабочем месте осуществляется не реже, чем раз в пять лет. Данный период рассчитывается от дня утверждения отчета о результате предыдущей оценки. Аттестация благотворно сказывается на атмосфере в коллективе, подчеркивая заботу руководства о своих подчиненных.

К несчастью, оценка человеческого фактора, такого как халатность, оказывается более сложной задачей, поскольку имеет нечисловую характеристику. Однако профессиональные эксперты способны распознать явные нарушения законодательных требований со стороны персонала, и сделать соответствующие выводы. Таким образом, систематический мониторинг условий труда и оперативное устранение несоответствий позволяет избавить организацию от многочисленных негативных последствий.

Аттестация рабочих мест является важной процедурой для обеспечения безопасности и здоровья работников на производстве. Чтобы узнать, как происходит эта процедура и какую роль при этом играет поставщик услуг по аттестации рабочих мест, необходимо обратиться к Федеральному закону № 426-ФЗ и приказу Минтруда России от 24 января 2014 года № 33н.

В приказе приведены методика проведения оценочных работ, классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проделанной работе и инструкция по его заполнению. Но как именно выглядит процесс проведения аттестации на практике?

  1. Подготовка к процедуре
  2. Согласно законодательству, работодатель создает комиссию по проведению СОУТ с нечетным количеством представителей. Комиссия должна включать специалиста по охране труда, членов профсоюза и представителей работодателя (либо работодателя лично, если он является индивидуальным предпринимателем). Работодатель или его представитель возглавляет комиссию, которая затем прописывает график и перечень работ.

  3. Выявление потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
  4. Далее комиссия проводит проверку действующих условий труда и выявляет опасные и вредные факторы. К таким факторам могут относиться качество воздуха рабочей зоны, уровень освещенности, наличие виброакустических факторов, интенсивность излучений, напряженность электромагнитных полей, параметры микроклимата и влажности, степень тяжести и напряженности трудового процесса и многое другое.

    При выявлении факторов эксперты учитывают результаты прошлой аттестации, статистику несчастных случаев на производстве и предложения работников.

Таким образом, аттестация рабочих мест представляет собой многоэтапный процесс, включающий в себя подготовку к процедуре и выявление потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Она позволяет защитить работников от негативного воздействия угроз на их здоровье и жизнь на производстве.

Работодатель обязан проводить идентификацию потенциально опасных факторов на рабочих местах работников, занимающих должности или имеющих специальности, входящие в списки, по которым производится досрочное назначение страховой пенсии по старости или выплачивается компенсация за вредность труда. Исключение составляет заранее созданный список вредных и опасных производственных факторов, установленных при проведении аттестации или СОУТ. Если в процессе проверки были выявлены вредные или опасные факторы, их необходимо изучить испытательной лабораторией, экспертами или иными уполномоченными лицами. Если необходимо, проводятся измерения показателей.

Следующим шагом является отнесение условий труда на рабочем месте к одному из четырех классов: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Оценка проводится экспертами после испытаний производственных факторов. В оптимальных условиях труда отсутствует вредность и/или опасность. Допустимые условия представляют собой воздействие вредных факторов, степень которого соответствует нормативам, а возможный вред организму исчезает после отдыха. Вредные условия характеризуются уровнем воздействия вредных факторов, превышающим нормативные значения, что может привести к профессиональным заболеваниям, угрожающим временной или постоянной потерей трудоспособности (например, профессиональная тугоухость у лиц, работающих в условиях повышенного уровня шума). Опасные условия труда характеризуются воздействием вредных факторов, которое может вызвать острое заболевание или создать угрозу жизни (например, травмы у промышленных альпинистов).

Результаты СОУТ отражаются в отчете, который содержит информацию о компании, проводившей СОУТ, перечень рабочих мест и выявленные на них опасные или вредные факторы, протоколы испытаний и измерений, карты оценки условий труда, сводную ведомость специальной оценки условий труда, перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников на рабочих местах, на которых проводилась специальная оценка условий труда, а также заключение экспертов. Не позднее 30 дней после утверждения отчета работодатель обязан ознакомить сотрудников с результатами СОУТ и разместить документ на сайте организации в открытом доступе. После этого перед работодателем стоит задача принять меры по улучшению условий труда или выдать компенсацию (например, увеличить заработную плату или пенсию, предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, дополнительное страхование и т.д.).

Журналисты сообщают интересные результаты международных исследований: вложение даже одного доллара в обеспечение безопасности и гигиены труда может привести к значительному экономическому выгоду для предпринимателя в форме положительного эффекта в два и более доллара. Таким образом, инвестирование в безопасность и гигиену труда оказывает непосредственное влияние на финансовое благосостояние компаний и представляет собой надежную инвестицию на будущее.

Оформление и продолжительность действия декларации соответствия условий труда

В случае, когда аттестация рабочих мест на предмет опасных или вредных производственных факторов не выявила никаких нарушений, работодатель должен подать декларацию о соответствии условий труда государственным нормам охраны труда в местный орган исполнительной власти, ответственный за контроль соблюдения трудового законодательства. Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют несколько способов подать декларацию о соответствии условий труда:

  • лично в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту нахождения;
  • почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;
  • через заполнение формы декларации на официальном сайте ФС по труду и занятости.

Действие этой декларации продолжается в течение 5 лет с момента утверждения отчета об аттестации. Если в течение действия декларации произойдет несчастный случай на производстве с кем-то из работников, будет зафиксировано профессиональное заболевание или нарушение требований охраны труда (кроме случаев, когда вина лежит на третьих лицах), то действие декларации прекращается. Меры, по этому поводу, принимаются уполномоченным органом исполнительной власти. Его представители обязаны указать это в реестре деклараций не позже, чем через 10 дней после происшествия. Если в течение 5 лет действия декларации не было обнаружено вышеупомянутых происшествий, ее действие продлевается на следующие 5 лет.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *