Редких летучих мышей обнаружили новосибирские ученые во время экспедиции в Кузбассе
17.11.2022

Рукокрылые стали возвращаться в пещеры на зимовку, специалисты ведут учет их численности.

Длинная горная цепь Салаирского кряжа соединяет Алтайский край, Новосибирскую и Кемеровскую области. Несколько десятков лет назад здесь проводили геологическую разведку в поисках золота и технического топаза, штольню законсервировали, а на смену горнякам пришли рукокрылые. Уникальный случай: летучие мыши зимуют не в естественной пещере, а в шахте, созданной человеком.

Младший научный сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН Алексей Маслов утверждает, в шахтах млекопитающие зимуют редко из-за некомфортных условий, но в этой штольне тепло и нет сквозняков. Ученые идут сюда, чтобы оценить популяцию летучих мышей, редкие виды кольцуют.

Северный кожанок ─ не частый гость в шахте. Каким ветром его занесло, шутят ученые, еще предстоит выяснить. Неожиданно экспедиция обнаружила еще один малоизученный вид ─ небольшого зверька с огромными ушами. Большие уши служат эхолокаторами, помогают добывать пищу. Мышь обследуют: измеряют вес, размер крыла, чтобы узнать, как она изменилась с прошлой встречи. Ученые взяли пробу слюны, чтобы выяснить, какие инфекции переносит рукокрылое. Летучие мыши не болеют, но опасны для других животных. Этих зверьков называют естественным резервуаром бешенства.

Рукокрылые способны преодолеть 500 километров за теплый сезон. Задача ученых ─ следить за их миграцией.

"Мы обследуем, какими бактериями, грибками, вирусами заражен ушан, чтобы спрогнозировать распространение болезней", ─ пояснил Алексей Маслов.

Коронавирус у сибирских мышей ученые не зафиксировали. До конца года зоологи планируют обследовать Барсуковскую пещеру в Маслянинском районе.